Программа курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС в УМЦ ГОКУ «Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области»

Программа курсового обучения должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре ГОКУ «Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области»

(Утверждена приказом начальника ГОКУ «Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области» от 19.07.2017 № 420)

1. Общие положения

2. Организация курсового обучения

3. Тематический (учебный) план

3.1. Председатели и члены КЧС и ОПБ

3.2. Руководители организаций, отнесённых к категориям по ГО, а также продолжающих работу в военное время

3.3. Руководители эвакуационных органов

3.4. Председатели комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС

3.5. Неосвобождённые работники органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий муниципального образования от ЧС

3.6. Неосвобождённые работники территориальных органов исполнительной власти и организаций, уполномоченных на решение задач в области ГО и защиты от ЧС

3.7. Руководители нештатных формирований и спасательных служб и их заместители

3.8. Работники, осуществляющие обучение в области ГО и защиты от ЧС

4. Содержание тем занятий (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41)

1. Общие положения

1.1. Программа курсового обучения должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре ГОКУ «Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области» (далее – Программа) разработана на основе Примерной программы курсового обучения должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённой Министром по чрезвычайным ситуациям 22 февраля 2017 года № 2-4-71-8-14.


1.2. Программа определяет цели и задачи обучения, требования к уровню знаний, умений и навыков прошедших обучение должностных лиц органов управления и сил гражданской обороны (далее – ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), а также работников организаций, на которых возложено выполнение обязанностей в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – должностные лица и работники ГО и РСЧС). В Программе изложены организация обучения и методика его проведения, наименование тем занятий, их содержание и последовательность изучения, количество часов, отводимое на изучение Программы в целом и каждой темы в отдельности.


1.3. Целью курсового обучения является привитие должностным лицам и работникам ГО и РСЧС знаний и умений по организации и выполнению мероприятий ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), выработка готовности и способности к использованию полученных знаний в интересах защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах, вследствие этих конфликтов и при ЧС природного и техногенного характера (далее – военных конфликтах и ЧС).


1.4. Основными задачами курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС являются:

  • уяснение предназначения органов управления и сил ГО и РСЧС, решаемых ими задач, функциональных обязанностей должностных лиц и работников ГО и РСЧС по обеспечению защиты людей, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;
  • систематизация сведений об опасностях, возникающих при военных конфликтах и ЧС, возможных на территории Мурманской области (муниципального образования) или организации;
  • овладение знаниями и умениями по минимизации негативного влияния на население и территории опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС, совершенствование полученных знаний и умений;
  • отработка приёмов и способов выполнения функциональных обязанностей по предназначению;

 

1.5. Для достижения поставленной цели и задач при курсовом обучении должностных лиц и работников ГО и РСЧС применяются следующие принципы обучения:

  • принцип сознательности, обеспечивающий высокую мотивацию обучающихся к получению и совершенствованию знаний и умений, понимание важности возложенных на них задач и степени ответственности за их решение;
  • принцип активности, предполагающий активное усвоение обучающимися изучаемого материала, активизацию их мыслительной деятельности и способность к самостоятельной работе;
  • принцип наглядности и максимального приближения обучения к реальным условиям выполнения функциональных обязанностей;
  • принцип систематичности, проявляющийся в организации и последовательной подаче материала от простых вопросов к более сложным;
  • принцип доступности и посильности, реализующийся в делении материала на этапы и в подаче его в объеме и уровне сложности, соответствующем функциональным обязанностям конкретных должностных лиц и работников ГО и РСЧС;
  • принцип учета возрастных особенностей обучающихся при подаче учебного материала;
  • принцип прочности знаний, обеспечивающийся применением разнообразных форм, методов и средств обучения;
  • принцип научности, предполагающий тщательный отбор информации, опирающейся на данные исследований и практический опыт.

 

1.6. При обучении должностных лиц и работников ГО и РСЧС применяются теоретические и практические виды занятий: лекция, семинар, комплексное занятие, тренировка.

Лекция (в тематических (учебных) планах для обозначения лекции применяется сокращение «Л») – устное систематизированное и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, теме вопроса.

Семинар («С») – обсуждение какой-либо учебной проблемы в форме сообщений (докладов) обучаемых под руководством преподавателя. Тема семинара и основные её положения предъявляются до обсуждения для детального изучения и подготовки сообщений. Цели обсуждения направлены на закрепление обсуждаемого материала.

Комплексное занятие («К»)– вид практического занятия по организации выполнения мероприятий ГО и защиты от ЧС, выполнению своих функциональных обязанностей. На комплексном занятии практические действия отрабатываются последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. Комплексное занятие может проводиться в форме деловой игры.

Тренировка («Т») – форма обучения, при которой путем многократного, целенаправленного повторения действий у обучаемых вырабатываются и совершенствуются необходимые навыки в области ГО и защиты от ЧС, отрабатываются модели поведения.

Теоретический материал изучается в ходе проведения лекций и семинаров в минимальном объёме, необходимом для правильного и чёткого выполнения практических приёмов и действий. При этом используются информационно-коммуникационные технологии, технические средства обучения, наглядные пособия и другие элементы учебно-материальной базы УМЦ.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ

2.1. Курсовое обучение должностных лиц и работников ГО и РСЧС организуется в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении положения об организации подготовки населения в области гражданской обороны», от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Рекомендаций по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС, утверждённых МЧС России 2 декабря 2015 года № 2-4-87-46-11.

2.2. Курсовое обучение в обязательном порядке с периодичностью не реже одного раза в 5 (пять) лет проходят:

  • председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ОПБ);
  • руководители организаций, отнесенных к категориям по ГО и (или) продолжающих работу в военное время;
  • руководители эвакуационных органов;
  • председатели комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС;
  • неосвобождённые работники, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций;
  • руководители нештатных аварийно-спасательных формирований (далее – НАСФ), нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее – НФГО), спасательных служб (далее – нештатных формирований и спасательных служб) и их заместители;
  • лица, назначенные для проведения инструктажа и курсового обучения работающего населения по ГО и защите от ЧС;
  • начальники, инструкторы (консультанты) учебно-консультационных пунктов по ГО и ЧС (далее – УКП ГОЧС).


2.3. Курсовое обучение должностных лиц и работников ГО и РСЧС может осуществляться по очной или очно-заочной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.


2.4. Учебные группы для проведения курсового обучения комплектуются преимущественно из лиц одной или схожих по своим функциональным обязанностям категорий обучаемых численностью до 25 человек. Списки учебных групп утверждаются приказом начальника ГОКУ «Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области» (далее – Учреждение). При проведении комплексных занятий по специальным темам и тренировок допускается деление учебной группы на подгруппы.


2.5. Продолжительность обучения каждой категории работников ГО и РСЧС определяется тематическим (учебным) планом, исходя из перечня компетенций в области ГО и защиты от ЧС, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. Уровень компетенций обуславливает перечень тем, их содержание, количество учебных часов, необходимых для изучения и вид занятий.


2.6. На основании тематического (учебного) плана соответствующей категории работников ГО и РСЧС разрабатывается расписание занятий конкретной учебной группы с указанием тем и видов занятий, даты, времени и места их проведения, состава преподавателей, руководителя данной учебной группы, его должности, фамилии, имени, отчества. Руководитель учебной группы ведёт журнал учёта занятий.


2.7. Преподаватель, проводящий занятие, должен обеспечивать безопасность процесса обучения за счёт чёткой организации занятия и соблюдения требований и мер безопасности.


2.8. Проведению занятий по тематике курсового обучения предшествует вводное тестирование обучаемых для выявления реального уровня их подготовленности с целью определения объема учебного материала по каждой изучаемой теме.


2.9. Курсовое обучение должностных лиц и работников ГО и РСЧС завершается контрольным занятием в форме тестирования.


2.10. Лицам, прошедшим курсовое обучение, выдаётся справка по форме, утверждённой руководителем Учреждения.

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ (УЧЕБНЫЙ) ПЛАН

3.1. Председатели и члены КЧС И ОПБ.


3.1.1. Уровень компетенций председателей КЧС и ОПБ.
В результате прохождения курсового обучения председатели КЧС и ОПБ должны:
знать:

  • требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопасности;
  • методику разработки планирующих и отчетных документов по защите от ЧС, а также содержание плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • состав, задачи, возможности и порядок применения сил и средств соответствующей подсистемы (звена) РСЧС, а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;
  • алгоритм работы КЧС и ОПБ при угрозе и возникновении ЧС;


уметь:

  • организовывать и руководить работой КЧС и ОПБ в повседневной деятельности, при угрозе, возникновении и ликвидации ЧС;
  • анализировать и оценивать обстановку при функционировании органов управления РСЧС в режимах «повышенной готовности» и «чрезвычайной ситуации»;
  • координировать деятельность органов управления и сил соответствующей подсистемы (звена) РСЧС в интересах решения задач по защите населения и территорий от ЧС;
  • организовывать проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР), управлять подчиненными силами и средствами при ликвидации последствий ЧС.

3.1.2. Уровень компетенций членов КЧС и ОПБ.
В результате прохождения курсового обучения члены КЧС и ОПБ должны:
знать:

  • требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопасности;
  • положение о КЧС и ОПБ и свои функциональные обязанности в составе КЧС и ОПБ;
  • содержание плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • состав сил и средств соответствующей подсистемы (звена) РСЧС, порядок их применения;


уметь:

  • своевременно и качественно выполнять свои функциональные обязанности;
  • проводить соответствующие обоснования и расчеты и готовить предложения председателю КЧС и ОПБ по своему направлению при угрозе, возникновении и ликвидации ЧС;
  • организовывать мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС и контролировать их выполнение по своему направлению.


3.1.3. Тематика и расчёт часов курсового обучения председателей и членов КЧС и ОПБ:

3.2. Руководители организаций, отнесённых к категориям по ГО, а также продолжающих работу в военное время.

3.2.1. Уровень компетенций руководителей организаций, отнесённых к категориям по ГО, а также продолжающих работу в военное время.В результате прохождения курсового обучения руководители организаций должны:
знать:

  • требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопасности;
  • методику планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • содержание планирующих документов по ГО и защите от ЧС;
  • порядок создания и применения НАСФ, НФГО и спасательных служб организации, а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;
  • состав, задачи и возможности создаваемых в организации НАСФ, НФГО и спасательных служб;

уметь:

  • анализировать, оценивать обстановку, принимать решения и ставить задачи подчинённым в области ГО и защиты от ЧС;
  • организовывать разработку Плана ГО и других планирующих документов;
  • организовывать выполнение мероприятий ГО и защиты от ЧС, в том числе проведение АСДНР, осуществлять управление подчинёнными силами и средствами при выполнении мероприятий ГО и защиты от ЧС;

3.2.2. Тематика и расчёт часов курсового обучения руководителей организаций, отнесённых к категориям по ГО, а также продолжающих работу в военное время:

3.3. Руководители эвакуационных органов

3.3.1. Уровень компетенций руководителей эвакуационных органов.

В результате прохождения курсового обучения руководители эвакуационных органов должны:

знать:

  • требования нормативных правовых документов по организации и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
  • порядок и организацию проведения мероприятий по эвакуации соответствующего уровня;
  • задачи, стоящие перед соответствующим эвакуационным органом, и порядок их выполнения;

уметь:

  • анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения по вопросам эвакуации;
  • организовывать разработку планирующих и отчетных документов по организации и проведению эвакуации;
  • руководить действиями соответствующего эвакуационного органа при подготовке и в ходе выполнения эвакуационных мероприятий.

3.3.2. Тематика и расчет часов курсового обучения руководителей эвакуационных органов:

3.4. Председатели комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС.

3.4.1. Уровень компетенций председателей комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС.

В результате прохождения курсового обучения председатели комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций должны:

знать:

требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий по повышению устойчивости функционирования (далее – ПУФ);

методики оценки устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики при возникновении опасностей различного характера;

методы и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики (организаций) при опасностях различного характера;

порядок проведения исследований устойчивости функционирования объектов экономики (организаций);

уметь:

анализировать, оценивать обстановку и готовить предложения по вопросам ПУФ организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС;

организовывать разработку планирующих и отчетных документов по ПУФ;

организовывать и обеспечивать выполнение мероприятий по ПУФ в мирное время и при возникновении опасностей, присущих военным конфликтам и ЧС;

организовывать исследование устойчивости функционирования объекта экономики (организации) и обеспечивать выполнение плана проведения исследования.

3.4.2. Тематика и расчёт часов курсового обучения председателей комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС:

3.5. Неосвобождённые работники органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий муниципального образования от ЧС.

3.5.1. Уровень компетенций неосвобождённых работников органов местного самоуправления, уполномоченных на решение задач в области ГО и защиты от ЧС.
В результате прохождения курсового обучения неосвобождённые работники, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий муниципального образования от ЧС должны:

знать:

  • требования нормативных правовых документов по организации и выполнению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
    структуру, задачи ГО и подсистемы РСЧС муниципального уровня;
  • порядок создания и применения сил и средств ГО и муниципального звена РСЧС, их возможности;
  • возможности и порядок функционирования систем связи и оповещения, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и информирование органов управления, сил ГО и РСЧС и населения;
  • номенклатуру, объемы и порядок создания запасов (резервов), их наличие и состояние;
  • структуру и содержание планирующих и отчетных документов по вопросам ГО и защиты от ЧС;
  • основы устойчивого функционирования отраслей и объектов экономики;

уметь:

  • разрабатывать проекты планирующих и отчетных документов по ГО и защите от ЧС;
  • анализировать и оценивать обстановку в интересах защиты населения и территорий муниципального образования от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС, готовить предложения по организации мероприятий защиты;
  • организовывать поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию имеющихся систем оповещения и информирования;
  • организовывать выполнение задач имеющимися силами ГО и РСЧС.

3.5.2. Тематика и расчёт часов курсового обучения неосвобождённых работников органов местного самоуправления, уполномоченных на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий муниципального образования от ЧС:

3.6. Неосвобождённые работники территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты от ЧС.

3.6.1. Уровень компетенций неосвобождённых работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций, уполномоченных на решение задач в области ГО и защиты от ЧС.

В результате прохождения курсового обучения неосвобождённые работники, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты от ЧС должны:

знать:

  • требования нормативных правовых документов по организации и выполнению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • структуру, задачи ГО и подсистемы РСЧС объектового уровня;
  • порядок создания и применения сил и средств ГО, объектового звена РСЧС, их возможности;
  • возможности и порядок функционирования систем связи и оповещения, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и информирование органов управления, сил ГО и РСЧС и населения;
  • номенклатуру, объемы и порядок создания запасов (резервов), их наличие и состояние;
  • структуру и содержание планирующих и отчётных документов по вопросам ГО и защиты от ЧС;
  • основы устойчивого функционирования объектов экономики (организаций);

уметь:

  • разрабатывать проекты планирующих и отчетных документов по ГО и защите от ЧС;
  • организовывать поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию имеющейся системы оповещения и информирования;
  • организовывать выполнение задач объектовыми силами ГО и РСЧС;
  • организовывать подготовку личного состава нештатных формирований и спасательных служб, курсовое обучение в области ГО и защиты от ЧС работников организации.

3.6.2. Тематика и расчёт часов курсового обучения неосвобождённых работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций, уполномоченных на решение задач в области ГО и защиты от ЧС:

3.7. Руководители нештатных формирований и спасательных служб и их заместители.

3.7.1. Уровень компетенций руководителей нештатных формирований и спасательных служб и их заместителей.

В результате прохождения курсового обучения руководители нештатных формирований и спасательных служб и их заместители должны:

знать:

  • требования нормативных правовых документов по созданию, оснащению, поддержанию в готовности и применению нештатных формирований и спасательных служб;
  • порядок действий подчиненных нештатных формирований и спасательных служб при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС, а также в ходе выполнения задач;
  • порядок организации взаимодействия и обеспечения нештатных формирований и спасательных служб при выполнении ими задач;
  • порядок проведения АСДНР, современные технологии и инструменты, применяемые при проведении АСДНР;
  • основные мероприятия по защите личного состава нештатных формирований и спасательных служб;

уметь:

  • анализировать, оценивать обстановку и принимать решения на выполнение поставленных задач;
  • организовывать выполнение задач подчиненным личным составом и всестороннее его обеспечение;
  • осуществлять организацию и соблюдение мер безопасности при выполнении задач подчинёнными нештатными формированиями и спасательными службами;
  • проводить подготовку и осуществлять поддержание в постоянной готовности подчинённых нештатных формирований и спасательных служб.

3.7.2. Тематика и расчёт часов курсового обучения руководителей нештатных формирований и спасательных служб и их заместителей:

3.8. Работники, осуществляющие обучение в области ГО и защиты от ЧС. К данной категории относятся лица, назначенные для проведения инструктажа и курсового обучения работающего населения по ГО и защите от ЧС, начальники, инструкторы (консультанты) УКП ГОЧС.

3.8.1. Уровень компетенций работников, осуществляющих обучение в области ГО и защиты от ЧС.

В результате прохождения курсового обучения работники, осуществляющие обучение в области ГО и защиты от ЧС должны:

знать:

  • требования нормативных правовых актов, регулирующих подготовку населения РФ в области ГО и защиты от ЧС;
  • порядок подготовки личного состава нештатных формирований и спасательных служб, работников организаций (неработающего населения);
  • обязанности граждан по выполнению мероприятий ГО и защиты от ЧС и ответственность за невыполнение (ненадлежащее выполнение) данных обязанностей;
  • поражающие факторы источников ЧС, возможных на территории расположения организации (территории проживания), а также оружия массового поражения и других видов оружия;
  • способы и средства защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;
  • порядок действий населения (работников организации) по сигналу «Внимание всем!» с информационными сообщениями на проведение эвакуации и использование средств коллективной и индивидуальной защиты;
  • перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и порядок её оказания;
  • требования к содержанию программ курсового обучения и инструктажей;
  • требования к составу и содержанию учебно-материальной базы для проведения курсового обучения и инструктажа;

уметь:

  • организовывать и проводить занятия по курсовому обучению и инструктажи (организовывать и выполнять мероприятия, предусмотренные планом работы УКП ГОЧС);
  • эффективно применять технические средства обучения, наглядные пособия и другие элементы имеющейся учебно-материальной базы для подготовки в области ГО и защиты от ЧС;
  • разрабатывать планы-конспекты проведения занятий и другие учебно-методические материалы.

3.8.2. Тематика и расчёт часов курсового обучения работников, осуществляющих обучение в области ГО и защиты от ЧС:

4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЗАНЯТИЙ

Тема № 1. Требования нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС

  • Требования основных федеральных, региональных, муниципальных нормативных правовых документов и документов организаций в области защиты от ЧС.
  • Задачи и организационная структура РСЧС, состав сил и средств соответствующих подсистем в области защиты населения и территорий от ЧС.

Тема № 2. Требования нормативных правовых актов в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС

  • Требования основных федеральных, региональных, муниципальных нормативных правовых документов и документов организаций в области ГО и защиты от ЧС.
  • Задачи и организационная структура ГО и РСЧС.
  • Мероприятия, выполняемые в интересах решения задач ГО и защиты от ЧС.

Тема № 3. Требования нормативных правовых актов по организации и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей

  • Требования постановления Правительства Российской Федерации «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» и других нормативных правовых документов федерального, регионального, муниципального и объектового уровней в этой сфере.
  • Задачи руководителей эвакуационных органов по организации и осуществлению данных требований.

Тема № 4. Требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС

  • Требования основных федеральных, региональных, муниципальных нормативных правовых документов по устойчивому функционированию отраслей экономики и организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС.
  • Задачи и мероприятия, проводимые в целях обеспечения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения, при военных конфликтах и ЧС.

Тема № 5. Виды ЧС, возможные на территории Мурманской области (муниципального образования) и организации. Наиболее эффективные способы защиты населения и территорий от этих ЧС

  • ЧС природного характера и их возможные последствия.
  • ЧС техногенного характера и их возможные последствия.
  • Способы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при этих ЧС.

Тема № 6. Поражающие факторы источников ЧС, оружия массового поражения и других видов оружия

  • Опасности, возникающие при военных конфликтах, вследствие этих конфликтов и при ЧС природного и техногенного характера.
  • Основные поражающие факторы современных видов оружия и источников ЧС, возможные последствия.

Тема № 7. Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС

  • Виды обстановки в зависимости от характера ЧС. Основные элементы, характеризующие состояние обстановки.
  • Исходные данные для оценки обстановки методом прогнозирования. Сбор исходных данных для прогнозирования обстановки в зонах ЧС по данным разведки.
  • Алгоритмы оценки обстановки: радиационной, химической, пожарной, медицинской, инженерной.
  • Доклад результатов оценки обстановки вышестоящему руководству для принятия решения по защите людей, территорий, материальных и культурных ценностей, производственных мощностей.

Тема № 8. Наиболее эффективные способы и средства защиты населения, материальных, культурных ценностей и территорий от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС

  • Способы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при военных конфликтах, вследствие этих конфликтов и при ЧС природного и техногенного характера. Организация их выполнения.
  • Инженерная защита. Классификация защитных сооружений.
  • Организация эвакуации населения. Особенности организации и проведения эвакуационных мероприятий при ЧС природного и техногенного характера.
  • Классификация СИЗ, организация их хранения, порядок подготовки к выдаче.
  • Использование медицинских средств защиты производственного персонала и населения в ЧС.
  • Основы организации АСДНР.

Тема № 9. Порядок действия населения по сигналу оповещения «Внимание всем!» с получением информации об угрозе и возникновении ЧС, о радиационной опасности, воздушной и химической тревоге

  • Назначение и способы подачи сигнала «Внимание всем!».
  • Особенности информационных сообщений об угрозе и возникновении ЧС, радиационной опасности, воздушной тревоге и химической тревоге.
  • Порядок действий населения при получении сигнала «Внимание всем!» с информацией об угрозе и возникновении ЧС, радиационной опасности, воздушной тревоге и химической тревоге.

Тема № 10. Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС

  • Требования к планированию мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. Структура, содержание и порядок разработки основных планирующих и отчётных документов.
  • Порядок разработки, согласования и доведения до исполнителей Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Тема № 11. Планирование мероприятий ГО

  • Назначение Плана ГО. Требования, предъявляемые к его разработке. Исходные данные для планирования мероприятий ГО. Этапы разработки Плана ГО. Порядок его утверждения.
  • Перечень документов, прилагаемых к Плану ГО, их корректировка, хранение и порядок работы с ними.

Тема № 12. Состав и содержание планирующих и отчётных документов по ГО и защите от ЧС

  • Требования к планированию мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Структура и содержание основных планирующих документов.
  • Назначение Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Порядок разработки, согласования, утверждения и доведения до исполнителей.
  • Назначение Плана ГО (Плана ГО и защиты населения). Исходные данные для планирования мероприятий ГО, этапы разработки Плана ГО, порядок согласования и утверждения.
  • Перечень документов, прилагаемых к планам, их корректировка, хранение и порядок работы с ними.

Тема № 13. Организация и проведение АСДНР

  • Порядок проведения АСДНР. Этапы проведения АСДНР, задачи, выполняемые на каждом этапе.
  • Определение состава и численности группировки сил и средств, привлекаемых для проведения АСДНР.
  • Организация управления при проведении АСДНР.
  • Современные технологии и инструменты, применяемые при проведении АСДНР.

Тема № 14. Порядок разработки планирующих и отчётных документов по организации и проведению эвакуации

  • Планирующие и отчётные документы по организации и проведению эвакуации, их назначение и содержание. Порядок разработки, согласования и доведения до исполнителей.

Тема № 15. Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, предупреждения и ликвидации ЧС

  • Виды, номенклатура, объём запасов (резервов) материальных и финансовых ресурсов, создаваемых в интересах ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Порядок их создания и использования. Организация количественного и качественного учёта запасов (резервов) и их хранения. Сроки освежения и проведения лабораторных испытаний.
  • Задачи по организации и осуществлению контроля за созданием, хранением, использованием и восполнением запасов (резервов).

Тема № 16. Организация и руководство работой КЧС и ОПБ в повседневной деятельности

  • Правовые основы деятельности КЧС и ОПБ. Примерное положение о КЧС и ОПБ.
  • Назначение, задачи и состав КЧС и ОПБ. Обязанности и алгоритм работы председателя и членов КЧС и ОПБ в повседневной деятельности. Осуществление контроля за исполнением обязанностей членами КЧС и ОПБ.
  • Планирование работы КЧС и ОПБ (текущее и перспективное). Перечень разрабатываемых документов и их содержание.

Тема № 17. Организация работы комиссии по обеспечению устойчивости функционирования в мирное время, при угрозе и возникновении опасностей

  • Назначение, задачи и состав комиссии по обеспечению устойчивости функционирования. Назначение, задачи и состав подкомиссий территориальной комиссии по устойчивости функционирования.
  • Обязанности председателя и членов комиссии по обеспечению устойчивости функционирования в мирное и военное время.
  • Алгоритм работы комиссии и её председателя в мирное время, при угрозе и возникновении опасностей.
  • Планирование работы комиссии по обеспечению устойчивости функционирования (текущее и перспективное). Перечень разрабатываемых документов и их содержание.

Тема № 18. Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС

  • Основы прогнозирования и оценки устойчивости функционирования объекта.
  • Исходные данные для прогнозирования и оценки устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС.
  • Методики оценки устойчивости организации.

Тема № 19. Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС

  • Общие требования к безопасному и устойчивому функционированию отраслей экономики и организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и чрезвычайных ситуаций.
  • Главные направления и способы повышения устойчивости функционирования отраслей экономики и организаций.
  • Состав и содержание заблаговременно разрабатываемых основных организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования организаций.
  • Планирование мероприятий по повышению устойчивости функционирования, организация их выполнения.
  • Разработка ежегодных отчётных документов по повышению устойчивости функционирования организаций.
  • Основные направления деятельности председателя и членов комиссии по разработке и осуществлению мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС.
  • Подготовка организации к восстановлению нарушенного производства и переводу на режим работы военного времени или на аварийный режим работы.

Тема № 20. Исследование устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС

  • Организация исследования устойчивости функционирования объекта экономики (организации). Разработка и содержание документов, необходимых для проведения исследования.
  • Задачи исследовательских групп главных специалистов по направлениям исследования устойчивости элементов производства и персонала.
  • Порядок проведения исследования, работа групп главных специалистов.
  • Планирование мероприятий по ПУФ по результатам исследований, разработка Плана-графика наращивания мероприятий по повышению устойчивости и Плана ПУФ организации.

Тема № 21. Общие понятия об устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики. Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики муниципальных образований и организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС

  • Общие понятия об устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики.
  • Системы и объекты жизнеобеспечения населения. Факторы, влияющие на устойчивое функционирование при военных конфликтах и ЧС.
  • Главные направления, пути и способы повышения устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики.
  • Комплекс заблаговременно разрабатываемых организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования, организация их выполнения.
  • Подготовка экономики к восстановлению нарушенного производства и переводу на режим работы военного времени или на аварийный режим работы.

Тема № 22. Организация управления, связи и оповещения

  • Организация управления.
  • Предназначение, оборудование, размещение и организация работы пунктов управления.
  • Организация связи, использование государственных, ведомственных и коммерческих сетей связи в интересах защиты населения.
  • Системы оповещения. Принципы построения и использования системы централизованного оповещения. Средства и порядок оповещения.
  • Принципы построения и функционирования комплексных систем экстренного оповещения населения.

Тема № 23. Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты населения

  • Особенности воздействия на население ионизирующего излучения. Основные мероприятия по защите населения от радиационного воздействия при угрозе и (или) возникновении радиационной аварии.
  • Виды аварийно химически опасных веществ. Их воздействие на организм человека. Основные мероприятия химической защиты, осуществляемые в случае угрозы и (или) возникновения химической аварии.
  • Сущность, задачи и основные мероприятия медико-биологической защиты. Карантин и обсервация.
  • Средства индивидуальной защиты, классификация, назначение, порядок использования, хранение и поддержание их в готовности.

Тема № 24. Организация инженерной защиты населения и работников организаций

  • Требования нормативной правовой базы в области инженерной защиты. Требования Норм проектирования инженерно-технических мероприятий предупреждения ЧС.
  • Классификация защитных сооружений гражданской обороны (далее – ЗС ГО), их устройство и внутреннее оборудование. Убежища. Противорадиационные укрытия. Простейшие укрытия.
  • Порядок приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.
  • Порядок укрытия населения и работников организации в ЗС ГО.
  • Содержание и использование ЗС ГО в мирное время.

Тема № 25. Организация защиты населения путём эвакуации

  • Организация эвакуации населения. Планирование эвакомероприятий. Эвакуационные органы, их задачи, состав, порядок создания и работы. Организация и поддержание взаимодействия эвакуационных органов.
  • Обеспечение эвакуационных мероприятий: транспортное, медицинское, охраны общественного порядка, связи и оповещения, организация питания и обогрева.
  • Особенности организации и проведения эвакуационных мероприятий при ЧС природного и техногенного характера.

Тема № 26. Перевод ГО с мирного на военное время

  • Состояние (степени) готовности ГО организации. Порядок действий руководителя, органов управления и сил ГО при планомерном приведении ГО в готовность и при внезапном нападении противника.
  • Основные мероприятия ГО первой, второй и третьей очереди.
  • Основные мероприятия, проводимые с получением распоряжения на эвакуацию и вывод формирований в безопасные районы. Действия руководителя организации и должностных лиц ГО по их выполнению.

Тема № 27. Организация всестороннего обеспечения мероприятий ГО

  • Основные виды обеспечения мероприятий ГО: инженерное, материально-, техническое, транспортное, радиационной и химической защиты, противопожарное, медицинское, дорожное, метрологическое, гидрометеорологическое, охрана общественного порядка. Перечень проводимых мероприятий, их объёмы, сроки, порядок проведения, необходимые силы и средства для их выполнения.

Тема № 28. Деятельность КЧС и ОПБ при приведении органов управления и сил РСЧС в различные режимы функционирования

  • Понятие о режимах функционирования органов управления и сил РСЧС.
  • Порядок деятельности КЧС и ОПБ и мероприятия, проводимые председателем и членами КЧС и ОПБ в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и ЧС.

Тема № 29. Организация работы эвакуационных органов

  • Задачи, обязанности и порядок действий руководителей и членов эвакуационных органов при планировании, подготовке и проведении эвакуации населения в условиях ЧС и военных конфликтов.
  • Планирование работы эвакуационных органов (текущее и перспективное). Перечень разрабатываемых документов и их содержание.

Тема № 30. Действия работника, уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты от ЧС по выполнению мероприятий ГО при планомерном приведении ГО в готовность и внезапном нападении противника, при введении различных режимов функционирования соответствующего звена подсистемы РСЧС

  • Функциональные обязанности работника, уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты от ЧС.
  • Действия работника, уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты от ЧС, по выполнению мероприятий ГО при планомерном приведении ГО в готовность и внезапном нападении противника, а также при введении различных режимов функционирования соответствующего звена подсистемы РСЧС.
  • Действия работника, уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты от ЧС по приведению в готовность системы управления, связи и оповещения.
  • Организация работы пунктов управления и круглосуточных дежурных смен. Меры, повышающие устойчивость управления ГО и РСЧС.
  • Использование сетей связи при приведении ГО в готовность и введении различных режимов функционирования РСЧС.
  • Порядок оповещения при приведении ГО в готовность и введении различных режимов функционирования РСЧС.

Тема № 31. Порядок создания нештатных формирований и спасательных служб, поддержания их в постоянной готовности и применения при выполнении мероприятий ГО, организации и проведении АСДНР

  • Содержание нормативных правовых документов федерального, регионального, муниципального и объектового уровня, регулирующих создание, поддержание в готовности и применение нештатных формирований и спасательных служб.
  • Задачи руководителя организации, руководителей нештатных формирований и спасательных служб по созданию, оснащению и поддержанию нештатных формирований и спасательных служб в готовности к выполнению задач.
  • Состав сил РСЧС соответствующего уровня, их задачи и возможности применения при выполнении мероприятий защиты от ЧС.

Тема № 32. Действия руководителя нештатного формирования и спасательной службы при приведении их в готовность

  • Понятие о готовности нештатных формирований (спасательных служб). Степени готовности нештатных формирований и спасательных служб.
  • Порядок приведения их в готовность.
  • Порядок и сроки оповещения, сбора личного состава, получения табельного имущества, средств индивидуальной защиты, выдвижения в район расположения.
  • Обязанности и порядок действий руководителя нештатного формирования (спасательной службы) по выполнению мероприятий ГО с получением распоряжения на вывод нештатного формирования (спасательной службы) в безопасный район.

Тема № 33. Возможная обстановка в районе выполнения задач и объём выполняемых мероприятий, возлагаемых на конкретное нештатное формирование или спасательную службу

  • Возможные районы выполнения задач нештатными формированиями (спасательными службами) и обстановка в этих районах в зависимости от вида ЧС и применяемого оружия.
  • Возможный объём мероприятий, возлагаемых на нештатное формирование (спасательную службу) в районе выполнения задач.
  • Порядок получения и уяснения задачи, оценка обстановки, принятие решения на выполнение мероприятий, распределение основных сил и средств.

Тема № 34. Действия руководителя нештатного формирования (спасательной службы) по организации и выполнению мероприятий ГО и ликвидации последствий ЧС

  • Содержание приказа (распоряжения) на выполнение задач и порядок его разработки. Доведение задач до исполнителей. Выбор маршрута выдвижения, порядок построения колонны, организация движения, управление на марше.
  • Организация выдвижения нештатных формирований и спасательных служб в район выполнения задачи.
  • Смена в очаге поражения и вывод из него структурных подразделений.
  • Организация и проведение специальной обработки.
  • Восстановление готовности нештатных формирований и спасательных служб к дальнейшим действиям.

Тема № 35. Всестороннее обеспечение действий нештатных формирований и спасательных служб, а также взаимодействие между ними в ходе выполнения задач

  • Основные составляющие всестороннего обеспечения действий нештатных формирований и спасательных служб в ходе выполнения ими задач и их краткая характеристика.
  • Особенности организации материально-технического обеспечения нештатных формирований и спасательных служб при выполнении ими задач.
  • Основы взаимодействия между нештатными формированиями и спасательными службами при выполнении ими задач.
  • Документальное оформление вопросов взаимодействия и доведение порядка взаимодействия до подчиненных.

Тема № 36. Организация всестороннего обеспечения сил РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР

  • Основные составляющие всестороннего обеспечения действий сил РСЧС в ходе АСДНР и их краткая характеристика.
  • Основы взаимодействия органов управления и сил РСЧС при проведении АСДНР.

Тема № 37. Организация защиты личного состава нештатных формирований и спасательных служб при выполнении задач

  • Цель и основные мероприятия по защите личного состава. Обязанности руководителя нештатного формирования (спасательной службы) по организации и выполнению мероприятий по защите личного состава.
  • Порядок и способы рассредоточения личного состава и техники в районах, занимаемых силами ГО и РСЧС. Инженерное оборудование районов. Организация разведки.
  • Использование защитных свойств местности, коллективных и индивидуальных средств защиты. Организация дозиметрического, химического и биологического контроля.
  • Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий.

Тема № 38. Обязанности граждан в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС

  • Обязанности граждан в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС в соответствии с федеральными законами «О гражданской обороне» и «Защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и другими нормативными правовыми актами в данной области.
  • Ответственность за их неисполнение.

Тема № 39. Порядок организации и осуществления подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС

  • Основные положения законодательных и нормативных правовых актов по организации и осуществлению подготовки населения Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС.
  • Структура единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
  • Цели и задачи подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
  • Перечень групп населения и формы их подготовки.
  • Полномочия и обязанности работников, осуществляющих подготовку населения в области ГО и защиты от ЧС.
  • Содержание программ курсового обучения и инструктажа. Основные требования к их освоению.
  • Организационные, планирующие и отчетные документы по подготовке в области ГО и защиты от ЧС.

Тема № 40. Состав учебно-материальной базы для подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС

  • Требования Рекомендаций по составу и содержанию учебно-материальной базы субъекта Российской Федерации для подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
  • Назначение учебных объектов и основных средств обеспечения учебного процесса, предъявляемые к ним требования.
  • Примерное оснащение учебного класса по обучению работников организаций в области ГО и защиты от ЧС и учебных площадок по подготовке личного состава НАСФ, НФГО и спасательных служб.

Тема № 41. Основы оказания первой помощи

  • Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Характерные признаки поражений и травм.
  • Мероприятия по оказанию первой помощи.
  • Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила наложения повязок на раны.
  • Первая помощь при переломах. Приёмы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших.
  • Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороках, поражении электрическим током, тепловом и солнечных ударах.
  • Правила оказания помощи утопающему.
  • Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.